Уважаемые братья, сегодняшняя хутба, инша Аллах, будет посвящена одной из пройденных тем, т.е. об уважительном отношении к братьям по вере. Видя, как братья относятся друг к другу, можно подумать, что аяты из Корана и хадисы мусульмане стараются применять только к другим мусульманам, но только не к себе. Наверное, некоторые думают, что правило поведения поисламски у них заложено уже с самого детства, ну что ж, быть может, быть может. Но эту «заложенность» видно только в словах, говорят красиво, а делают мало!
Аллах сказал: «Ведь верующие братья» (49:10) эти слова что(?), пустые по содержанию? Почему мусульмане слабы? Потому что не понимают смысла этого аята! Каждый из нас все ждет, когда к нему, наконец, применят этот аят по достоинству. Дорогой брат, что ты можешь ждать от других мусульман, когда сам поступаешь эгоистично?! Когда ты сам требуешь от других того, чего сам не делаешь, имеешь ли ты на это право?! Слово «брат» имеет глубокий смысл, оно означает, что назвав кого-то «братом», ты подписываешь обязательство никогда не жалеть ничего из своего для своего брата! Что ты готов погибнуть за своего брата в Аллахе и что ты ему полностью и всецело доверяешь и т.д.
Пророк (*) сказал: «Верующий с верующим подобны единому строению, укрепляют друг друга». Посмотрите, именно укрепляют, а у нас, складывается такое впечатление, что друг друга готовы утопить или сбросить, лишь бы оставшемуся было хорошо. Что это?! Братство?! Это дела братьев в Исламе?! Этот хадис пустой звук?!
Помните такой хадис Мухаммада (*): «Перед Судным Днем мусульман будет много как морская пена и они будут слабы». Это предупреждение нашего пророка (*) «…они будут слабы». Почему будут слабы?
В другом риваяте приводится: «…Будут слабы из-за зависти и распрей среди них». Да, это как раз актуально для нашего времени – глупая зависть и распри не из-за чего. Ныне же мусульманам не интересно быть единым целым, мусульманам интересно поинтриговать и поругаться, а потом искать виновных. Да виновны ведь не они, а лишь бы кто-то другой. Что мы делаем братья?! Что мы делим?! Сахабы увидев, что творится у нас сейчас, наверно умерли бы от увиденного.
Мухаммад (*) сказал: «Мусульмане подобны одному человеку: если болит его глаз – болит все его тело, если болит его голова – болит все его тело». Это должно быть так, но на практике видим другое – у нас не только не болит «тело», даже наоборот, мы ищем «пути отсечения части единого тела». Кому-то не живется спокойно, хочется чего-то эдакого, чтобы кровь взыграла, а где самый близкий вариант, где могут и простить? Ну конечно – это же братья мусульмане нашего города.
Кто-то приводит новых братьев и проявляет должное внимание тем, кто уже есть, да, и это похвально перед Аллахом. А кто-то приводит новых братьев, но при этом обходится с теми, кто уже есть довольно таки, мягко говоря, плохо. Каким образом? Говорит обидные вещи, поступает не благочестиво с мусульманами, беспокоясь только о своем благополучии. Разве это заповедовал нам Аллах и Его посланник (*)?!
Каждый из нас хочет чтобы с ним вся община мусульман обходилась почтительно и уважительно, но вопрос в следующем: а сам этот мусульманин проявляет ли должное уважение к той общине в которой он живет? Примеров можно привести множество, приведем хотя бы пару таких:
1) не дают сказать слова, это особенно происходит когда братья разговаривают, перебивая друг друга, тут и проявляется у некоторых такие мысли, мол, меня не слушают или не хотят слушать. Почему происходит такая сутолока разговоров и перебивании? Ответ дается учеными четырех мазхабов: «Мусульманин, уважающий своего брата по вере, обязан сначала дослушать слова брата, а затем если тот закончит сказать, что хотел». Поэтому, дорогой брат, сначала научись сам уважительно слушать других не перебивая, затем и тебя услышат другие;
2) Не ждут его на намаз, хотя могли бы, ведь есть же время, а они вон как поступают не справедливо. Слава Аллаху, в нашей мечети есть такое правило ждать 10 минут после вхождения времени намаза, и каждый может успеть на намаз, следует учесть, что во многих мечетях Татарстана и России, после азана ждут 2 или 3 минуты, а в некоторых вообще не ждут, начинают сразу. И те, кто опаздывает на намаз, виноваты сами. Почему? Потому что выходят из мест пребывания непосредственно после азана, из-за чего и опаздывают, а затем, не хватило опоздания с их стороны, еще и высказываются, мол, что за не уважение, нельзя, что ли было подождать, куда спешите и т.д. Этот брат сам не прав, т.к. он забыл хадис Мухаммада (*): «Пришедшему за ранее на общую молитву, записывается, как будто он все это время молился джамаатом вплоть до самого саляма». Вспомните, братья, во время сахабов для начала молитвы ждали только имама, который проводит намаз, а те, кто опаздывал, Валлахи (!), не предъявлял претензий, кроме как самим себе. И поэтому, это имам мог бы предъявить претензии. Но мы стараемся быть справедливыми, мы здесь, у нас, договорились о том, что если имам вдруг не смог прийти в течении 10-ти минут в силу каких-то причин, то намаз ведет тот, кто читает правильно Коран, тот, кто учится в медресе или отучился. Есть это у нас? Альхамдулиллях! Поэтому, уважаемый брат, если ты опоздал на намаз, то вини себя, ведь опаздывая и гундося что-то себе под нос – как раз ты(!) не проявляешь должного уважения к своей общине, к своим братьям! Заходишь, видишь, что уже читают – подключайся, опоздал – войди, дай салям, и без претензий (кроме как себе) читай молитву, ведь и тебе эта молитва будет записана как общая, согласно твоему намерению, если только ты опоздал не специально. Но если хочешь получить полноценное вознаграждение общего намаза – постарайся проявить уважение к намазу и приди чуть раньше;
3) Наиболее распространенный пример – это возрастные взаимоотношения, т.е. молодые не уважают старших или старшие не уважают младших. Этот пример для меня саамы больной, т.к. частенько приходится слышать, что у тех или у других не хватает воспитания. И ведь что интересно, говорят об этом именно сами, так сказать, не воспитанные люди. Вопрос: а ты сам проявляешь примеры воспитанности к другим? Как же можно требовать уважения к себе, если сам не оказываешь должного уважения своим братьям?!
Приводить еще какие-то еще примеры – не имеет смысла, ведь все это мы слышали и знаем, мусульмане сейчас стали не обязательными, не надежными, даже когда это касается дел ради довольства Аллаха. Бывали даже у нас такие случаи, когда братья обещались друг другу что-то сделать ради Аллаха, но потом их обещанное приходится, буквально, вытряхивать. Бывали случаи, когда кто-то говорил, мол, возьму на пару дней, а затем ты ходишь и выпрашиваешь данную вещь со словами: пожалуйста, верни. И если он возвращает, то говорит: «Эта вещь там-то и там-то съезди, забери». А ведь мусульманин, если что-то взял где-то на время, обязан так же сам вернуть на место. С каждым днем становится еще страшнее, когда видишь такое отношение. Иногда думаешь, мол, мир за счет верующих становится лучше, а когда сталкиваешься с такими братьями, начинаешь сомневаться. И кто в этом виноват? Виновны все, да только не все спешат исправиться.