Основные постулаты Священного Корана следующие:
1. Tаухид, то есть единство Бога.
2. Нубувват, то есть пророчество.
3. Ахират, то есть потусторонний, вечный мир, включающий такие понятия, как воскресение мертвых вслед за наступлением Конца Света, Судный День, рай и ад.
4. Рабство Божье (ибадат) и неуклонное выполнение всех велений Аллаха с соблюдением принципа справедливости (истикамат).
В Коране, основные постулаты которого изложены выше, говорится о многих аспектах, связанных с ними. Один из этих аспектов – тема медицины и всего, что с ней связано; нельзя не согласиться, что эти вопросы очень интересуют всех. Однако Коран не является медицинским пособием и не был послан для разъяснения медицинских вопросов, поэтому в нем не содержится подробных инструкций по проблемам медицины и не предложены методы лечения. Основной принцип Корана, особенно касающийся медицины и других наук, призванных изменить жизнь человечества к лучшему – предоставить людям, опирающимся на наблюдения, исследования и опыт, свободу действий и повысить их мотивацию в вопросах научных поисков и исследовательской работы. Со временем познания в области медицины расширяются, развиваются и могут даже измениться. Если бы в Коране была детально изложена медицинская информация, медицина (как наука) никогда бы не развивалась и тем более не изменялась, ибо положения и принципы Корана извечны и не может быть даже речи о том, чтобы они со временем изменились. По сути свого содержания и включенных в него тем Коран – реальность, разъясняющая религиозные императивы, укрепляющая мораль и ведущая человека к высшей защите и высшему покровительству. По этой причине нельзя ожидать найти в Коране подробное освещение медицинских тем. Однако вместе с этим нельзя и утверждать, что в Коране вообще нет медицинской информации. В Коране, в частности, содержатся базовые сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физиологии, патологии, физических и психических заболеваниях, способах лечения и смерти (Др. мед. наук Карл Опиц, Медицина в Коране в пер. др. Феридуна Нафыза Узлука, Aнкара, 1971, стр.21).
Некоторые исследователи установили, что в Священном Коране содержится свыше 40 аятов, связанных с медициной. Имам Шафии так говорит об уроках, преподанных исламом: “Есть два класса людей, без которых нельзя обойтись. Ученые и врачи. Ученые нужны для религии, а врачи для тела”. Там же: “После науки, определяющей халаль и харам (т.е. дозволенное и запретное согласно шариата – прим. ред.), нет науки более благородной, чем врачевание” (Ибрахим Джанан, Энциклопедия хадисов Кутуб-и ситте (на турец.), XI,548). Прежде чем начать перечисление тем Корана, в которых, не вдаваясь в подробности, содержатся важные сведения, надо отметить, что первое после астрономии место занимают вопросы врачевания и превентивной медицины.
Коран несет информацию о:
- беременности и бесплодии (Св. Коран, 11:72; 19:9; 24:31,60; 65:4)
- гигиене менструального периода, (Св. Коран, 2:222)
- грудном вскармливании детей (Св. Коран, 2:233; Св. Коран, 28:12)
- невозможности беременности в старости (Св. Коран, 51:29)
- анатомии (Св. Коран, 7:69; 35:1)
- физиологии (Св. Коран, 16:66) и
- причинах и протекании болезней (Джеляль Кырджа, Естественные науки в Священном Коране (на турец.), Стамбул, 1994, стр. 218).
В частности, Коран приказывает:
-хоронить тела умерших людей с тем, чтобы предотвратить распространение заразных болезней (Св. Коран, 80:21; 5:31)
- Предотвращать убийство людей (Св. Коран, 2:178)
И запрещает:
- убивать людей, (Св. Коран, 17:33)
- хоронить девочек живыми (Св. Коран, 81:8-9), а также
- убивать их из-за страха голода (Св. Коран, 6:151; 17:31)
- совершать самоубийство (Св. Коран, 4:29), показывая таким образом, какое исключительное значение придается здоровью и жизни человека (Др. мед. наук Карл Опиц, Медицина в Коране, стр.54,82-83).
Огромное значение имеет то, что священная книга ислама, который будет сопровождать человечество до Судного Дня, рассказывает об этом.
Основа, на которую опирается исламская медицина – это здоровый человек и здоровое общество. Общество, состоящее из физически и духовно здоровых людей, является основной целью. Главным принципом является нейтрализация любой опасности, которая угрожает здоровью человека. Именно с этим связано разделение наших действий в области медицины, а также продуктов, которые мы употребляем в пищу, на халяль и харам (Рашит Kючюк, Опыт в духовно-медицинской литературе (на турец.), Наука и искусство, No: 3, 1985, стр. 6).
Мусульмане всегда рассматривали тему исцеления во всем многообразии ее аспектов и сумели выстроить физически и духовно умеренную и сбалансированную модель жизни, а также смогли создать исламскую цивилизацию, принесшую мировой науке и цивилизации великое множество истинных ценностей именно благодаря тому, что восприняли вопросы исцеления в соответствии с духом Корана. Вместе с этим, не может не радовать то, что в последние годы многие исламские ученые поставили своей целью полное раскрытие значения Корана со всеми его истинами для того, чтобы человечество могло воспользоваться его исцеляющими свойствами.
Священный Коран – источник исцеления
Здесь мы должны рассмотреть первый и основной принцип ислама – принцип тавхида, то есть единобожия. И исцеление, и болезнь – это воля Аллаха, а не случайность, которая произошла без Его воли, знания и желания. Аллах сотворил и болезнь, и лечение как экзамен, предупреждение, наказание, прощение. Даже листок с дерева не упадет без Его ведома, так логично ли говорить о том, что болезни, эпидемии, затрагивающие жизни тысяч людей, которых Бог сотворил как господ на Земле, происходят без Его ведома? К тому же, мы ясно видим, что много аятов и хадисов четко указывают на то, что и болезнь, и исцеление от нее – все от Аллаха.
В Священном Коране слово “исцеление” (шифа) упоминается четыре раза, слово “яшфи” – один раз, и один раз – слово “яшфини”.
1. “И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. “ (Св. Коран, 17:82).
2. “O люди, пришло к вам увещание от вашего Господа и исцеление от того, что в (ваших) грудях, и прямой путь и милость верующим” (Св. Коран, 10:57).
3. “И исцелит грудь y людей верующих” (Св. Коран, 9:14).
4. “Скажи: “Он для тех, которые уверовали, – руководство и врачевание” (Св. Коран, 41:44)
5. “(Ибрагим), “a когда я заболею, Он меня лечит” (Св. Коран, 26:80)
6. “И внушил Господь твой пчеле: “Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего co смирением”. Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!” (Св. Коран, 16:68-69)
Если проанализировать значение слов “шифа” и “яшфини”, которые упоминаются в этих аятах, то можно увидеть некоторые различия.
В сурах “Покаяние” и “Юнус” говорится об исцелении грудей и сердец, в сурах “Ночной Перенос” и “Разъясненные” говорится об исцелении и облегчении для верующих. В суре “Поэты” речь идет об излечении от болезни, а в суре “Пчела” – о том, что мед – лекарство для людей. В аятах говорится о том, что Коран является источником исцеления, однако четко не указано, от каких именно болезней он лечит. От каких же заболеваний исцеляет Коран? От заболеваний физических или душевных? Многие ученые считают, что Коран излечивает как телесные, так и душевные недуги (Мустафа Четин, Категория исцеления в Коране (на турец.), журнал факультета богословия Университета 9 сентября 1992, стр. 70).
В расшифровке аята “И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих”. Эльмалылы говорит следующее: “В этом аяте мир уподоблен больнице, переполненной разными страхами, болезнями, горем и печалью, Пророк – доктору, а Коран – исцеляющему лекарству и достаточному питанию. Несомненно, Коран – это милость, дарованная для исцеления таких социальных и психологических болезней, как сомнения и двуличие, неверие и неуживчивость, насилие и пренебрежение правами ближнего, гнев, безнадежность, безработица, невежество, бездумное подражание, нечестность, злонамеренность (M.Х. Языр, Язык Корана – Веры в Бога (на турец.), 5, 317).
Коран – целительный бальзам для человеческих сердец. Ибо он приводит к вере, спасая от неверия (куфра), наполняет души радостью и спокойствием.
Священный Коран исцеляет не только душевные и духовные, но и телесные недуги. Аллах сотворил человека как совершенное существо, как совокупность тела и души, и сообщил человеку принципы жизни материальной и духовной, а также условия, в которых эта жизнь проходит. Однако в Коране четко не определены те материальные блага, в которых человек нуждается на протяжении жизни; есть только некоторые знаки, указывающие на них, разгадка остается за знанием, навыками и опытом человека. Если бы эти категории были детально описаны, Коран бы был книгой, которую нельзя вместить в десятки томов (Мустафа Четин, Категория исцеления в Коране (на турец.), стр. 75).
Священный Коран призывает человека к размышлениям, труду и исследованиям, а также стимулирует расширение горизонтов познания. Это божественное послание содержит около 150 айетов, касающихся права, (При менее категоричном рассмотрении это число возрастает максимум до 450, Суат Йылдырым, Священный Коран и открытия в области естественных наук (на турец.), Анкара, 1990, стр. 7), и более 750 айетов на природоведческую тематику. Эти положения нельзя не принимать во внимание (Tантави, аль-Джавахир фи тафсири’ль-Kур’ан (на араб.), Каир, 1350/1931, III,1).
Священный Коран уделяет большое внимание гигиене и здоровью человека. (Св. Коран, 5:5-6; Плащом Покрытый, 4) Указывая на необходимость сбалансированного питания, Коран предостерегает от переедания, несбалансированного питания и расточительности. (Св. Коран, 6:141; 7:31) Упоминаются также некоторые пищевые продукты. Например, упоминаются такие животные продукты, как мясо (Св. Коран, 2:57; 11:69; 36:71-72) рыба (Св. Коран, 35:12; 18:61, 63) и молоко (Св. Коран, 16:66; 36:73), а также продукты растительного происхождения: финики, виноград, пшеница, гранат, (Св. Коран, 6:99) овощи, чеснок, лук, чечевица, (Св. Коран, 2:61) инжир и маслины (Св. Коран, 95:1). Коран, в котором говорится о целебных свойствах меда (Св. Коран, 16:69), обращает внимание на его лечебные качества.
Физическое и духовное исцеление в Священном Коране
Священный Коран разделяет исцеление на два вида:
1. Духовное исцеление
Священный Коран уже сам по себе источник исцеления. Пророк Мухаммад (с.a.с.) в одном из хадисов говорит, что Коран и мед – лекарства (Ибн Маджа, Тыб (Медицина), 7), а в другом хадисе указывает на то, что наилучшее средство для излечения – Коран (Ибн Мадже,Тыб, 28).
Однако есть ряд условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы воспользоваться целительными свойствами, заключенными в Коране. Это:
a. Прежде всего наличие у человека сильной веры в Аллаха, который спустил Коран
б. В той же степени вера в то, что исцеление страждущему даст Аллах. Вместе с этим человек должен искренне верить и в Пророка Мухаммада (с.а.с), и в те истины, которые Он преподавал людям – как, например, в то, что Коран является духовным врачеванием. В противном случае человек не сможет воспользоваться целительными качествами Корана. В зависимости от своих взглядов на Коран люди разделяются на две группы:
Первая группа – отрицающие Коран и не имеющие возможности воспользоваться его качествами. На них указывают следующие аяты: Горе всякому лжецу, грешнику!
“Он слушает знамения Аллаха, читаемые ему, a потом упорствует, возносясь, точно не слыхал их. Обрадуй же его вестью o мучительном наказании!” (Св. Коран, 45:7-8), “И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. A для неправедных только увеличивает потерю.” (Св. Коран, 17:82)
Вторая группа – Люди, принимающие Коран; по мере чтения их вера с каждым разом возрастает. На них указывают многие айеты, в том числе и этот:
“Верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; a когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа” (Св. Коран, 8:2) (M. Mахмуд Aбдуллах, ат-Tыббу’ль-Kур’ани байна’д-Дава ва’ль Гада (на араб.), Kаир, стр.13).
Коран указывает на два способа излечения от духовных недугов, т.к. и заболеваний души существует два вида:
Первый вид – неверие, извращенная вера, суеверия, ересь. В этот вид входят неправильные представления, суеверия и неверие в такие основные постулаты, как сотворение и предназначение человека, судьбу и пророков. В этих случаях любое несоответствие с нормами ислама, любое верование является духовным заболеванием. Коран своими истинами указывает на извращенность суеверий и оберегает тех, кто верит в него, от неверия и ереси.
Второй вид – это плохой, злонамеренный характер. В Священном Коране разъяснено это понятие, а также содержится предостережение верующим, чтобы они не впадали во злонамерение, и указан путь к духовному совершенству и чистоте помыслов.
Говоря “Я пришел завершить “Макарим-и ахлак” 1, Пророк подразумевает Этику Корана (Джанан, то же, XI,333).
2. Физическое исцеление
Ни в коем случае нельзя отрицать то, что Священный Коран является источником исцеления и для физических заболеваний. Физическое исцеление посредством Корана – это применение тех средств, которые в нем обозначены. Всемогущий Господь, сотворивший человека господином на Земле и создавший все вещи таким образом, чтобы они были поставлены на службу человеку, призывает людей воспользоваться этими средствами. Например, упомянутые в Коране вода, молоко, мед, мясо, овощи, фрукты и пр. – все это было создано на благо человека, все было предоставлено в его распоряжение. Человек может проводить исследования с тем, чтобы выяснить, как применить все эти блага с целью излечения. В частности, Пророк Мухаммад (с.a.с.) совершал “рукья” 2 с помощью Корана и призывал своих соратников использовать исцеляющие свойства Корана для врачевания телесных заболеваний. Рукья – это исцеление молитвой и обращение за помощью к Всевышнему Творцу. Исламские теологи, опираясь на множество доказательств, содержащихся в сунне Пророка Мухаммада (с.а.с), говорят о дозволенности и полной правомерности “рукья”. В процессе лечения, одном из самых четких положений духовного врачевания, Священному Корану отводится исключительное место. Некоторые хадисы даже говорят о том, что не искать исцеления в Коране есть недостаточность веры: “А кто не просит исцеления у Корана, того Аллах не исцеляет”. Этот хадис можно толковать следующим образом: “Да не исцелит Аллах того, кто не просит исцеления у Корана” (Джанан, то же, XI,333).
Вот один из примеров чтения Корана с целью врачевания физических недугов, приведенный одним из соратников Пророка:
Абу Саид аль-Худри рассказывал: “Мы совершали путешествие, в которое нас послал Пророк Мухаммад (с.а.с.). Мы сделали остановку. К нам обратилась женщина-служанка: “Нашего хозяина Селима укусило ядовитое животное. Сейчас нет мужчин, которые могли бы его осмотреть. Есть ли среди вас кто-то, умеющий совершать “рукья”?” После этого один из нас, о чьих способностях мы не знали, встал, вышел вслед за служанкой и прочитал молитву над укушенным. Тот выздоровел. Читавшему дали тридцать овец. Он напоил нас молоком. Мы спросили: “Ты что, знаешь “рукья”:” Он ответил: “Нет, я просто прочитал суру “Фатиха” и таким образом совершил “рукья”. Мы сказали ему: “Не трогай (дары, которые тебе принесли), не спросив у Пророка (с.а.с.)!”. Прибыв в Медину, мы рассказали Пророку о произошедшем. Пророк (с.а.с.) сказал: “Кто тебе сказал, что “Фатиха” – это рукья и ее можно читать с целью врачевания? Поделите полученных овец и отдайте мне мою долю” (Бухари, Тыб, 33,39, Фадаилу’ль-Кур’ан 9; Mуслим, Салам 66;).
Рукья
Можно привести огромное количество примеров того, как с помощью “рукья” – исцеления молитвой и обращения за помощью к Аллаху – излечивали от болезней, избавляли от бед. Этому есть очень много доказательств. В Священном Коране Господь говорит :
“Которые в знамения Господа своего веруют” (Св. Коран, 40:60) и:
Говоря также: “Скажи: “Аллах не озаботился бы o вас, если бы не ваше воззвание. Вы ведь объявили ложью, и теперь будет это для вас неизбежно” (Св. Коран, 25:77), Он призывает нас к молитве.
Слово “молитва” означает “просить у Аллаха”, то есть уже в нем самом содержится призыв обратиться к Аллаху, исцеляющему от всех болезней. Пророк Мухаммад (с.а.с.) ясно призывает нас просить об исцелении у Господа, приводя этому яркие примеры (см. главы “Молитва/Молитвы” в книгах хадисов). Медицинские исследования, проводимые в последнее время, свидетельствуют о том же. Например, лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал в своем труде “Молитва”: “Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудится. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы” (О воздействии веры на телесное и духовное здоровье – см.: Мазхар Oсман Узман, “Табабет-и Рухие”; Алексис Каррель, “Молитва”.).
Сноски
1 Малик, Mуватта, Хусну’ль- Хулук, 8; Aджлуни, Кашфуль- Хафа, I,244.
2 Рукья: Излечение молитвой называется “рукья”. Рукья отправляется путем произнесения сочетания благословенных слов из аятов или хадисов. Излечение путем чтения молитв давно известно человечеству. Сначала Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил “рукья”, потому что слова, которые использовались при этом во времена невежества, противоречили понятию тавхида, которое принес ислам, а также элементы ширка-многобожия. “Рукья” запретили, чтобы исключить ошибки подобного рода. Посланник Аллаха иногда сам молился за больных. Выслушав тех, кто исполнял обряд “рукья”, он позволил совершать “рукья”, в которых нет ничего противоречащего тавхиду.
Ибн Хаджар аль-Aскалани говорит о качествах, которыми должен быть наделен обряд “рукья” для того, чтобы он был дозволен:
a) обряд должен содержать слова Всемогущего Аллаха (аяты), Его имена и атрибуты;
б) должен совершаться на арабском языке или любом другом, но в понятной форме;
в) обряд должен совершаться с пониманием того, что не сам он принесет пользу, а предполагаемая помощь будет послана Всемогущим Аллахом. (Фатхуль-Бари, X, 206).
“Рукья” разделяют на три вида: мубах, харам и ширк.
1- Мубах рукья: Рукья является мубах при условии, что обряд совершается с упоминанием аятов Аллаха, Его имен и атрибутов, на арабском языке в понятной форме. Рассказывают, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) читал Муаввизатайн (Св.Коран, суры 113,114.) за больных, “снимал” правой рукой и читал им вслед: “О Аллах, Господь людей, излечи его болезнь, исцели его. Только Ты излечиваешь. Никто, кроме Тебя, не может излечить. Дай же исцеление, не оставляющее болезни”. Бухари, Тыб, 37).
Существует много хадисов, похожих по содержанию.
Некоторые ученые пришли к выводу, что рукья не может быть позволено, кроме случаев сглаза и нападения змей и скорпионов, опираясь на слова Пророка (с.а.с.): “Нет рукье кроме сглаза и лихорадки” (Бухари, Тыб, 17). Однако другая группа ученых ответила сравнением “Нет меча кроме Зульфикара”, намекая на то, что в этом случае не будет применяться там, где это более всего полезно. Потому что в других хадисах было четко указано на то, что Пророк (с.а.с.) позволил совершать “рукья” и в других случаях.
2- Рукья, являющяяся харамом: Совершение “рукья” путем произнесения непонятных слов, бессмысленных слогов, неизвестных имен, при знании арабского – проведение обряда на другом языке, с применением соли и железа, путем завязывания узлов признано харамом. К этому не относятся методы, полезность которых доказана опытом. Когда у аль-Изз бин Абдульсаляма спросили о “рукья” с помощью произнесения неизвестных букв и слогов, он не смог ответить на этот вопрос, так как не знал, содержат ли они значения, приводящие к куфру.
3- Рукья, являющяяся ширком: совершение “рукья” путем молитвы кому-либо другому, а не Всемогущему Аллаху, прошения помощи у ангелов, пророков, джиннов и др., является ширком.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: “Нет плохого в том, чтобы совершать “рукья” с помощью того, что не есть ширк”. (Муслим, Салам, 64). Ибн Хаджар так объясняет этот вопрос: “В некоторых “рукья” нет ширка. Ибо те, кто совершает обряд, не обращаются ни к кому другому, кроме Аллаха, с тем, чтобы избавить от вреда и принести пользу.” (Ибн Хаджар аль-Аскалани, Фатхуль-Бари, X, 260).