1. Бритье усов
Некоторые (безосновательно) считают: длинная борода и полностью бритые усы, это один из самых основных признаков «ваххабитов».
С целью показать этим заблудшим, ошибочность этого утверждения, приведем имена ученых-имамов и сподвижников, которые полностью брили усы:
Ибн Умар, Абу Саид аль-Худри, Рафи’ бин Хадидж, Джабир ибн Абду-Ллах, Абду-Ллах ибн Амр, Нафи, Абу Ханифа, Абу Йусуф, ат-Табари Кады ‘Ияд, и Мухаммад ибн Хасан.
Это имена сахабов и имамов, которые именно брили, сбривали усы, а не просто укорачивали кончики усов и это передается от Абу Шайбы.
Ат-Тахауи сказал в «Шарх Ма’ани аль-Асар»: «Бритье лучше, чем укорачивание. Это мнение Абу Ханифы, Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани». (4/230)
Также ат-Табари и Кады ‘Ияд сказали, что оба вида допустимы: и сбривание, и укорачивание. И это же мнение выбрал Хафиз ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», 10/347.
Смотрите также в «Маусу’а аль-фикхия», 25/320.
Ат-Табарани (1/329/2), а также Абу Зар’а в «Тарих» (46/1) и аль-Байхаки сообщают: «Пятеро асхабов, которые начисто выметали (то есть выдергивали с корнем) себе усы, выдергивали лишь те волосы, которые заходили за край верхней губы». У этого сообщения хороший иснад. Похожее утверждение можно найти у Ибн Асакира (8/520/2).
Пусть же подумают те, кто называет людей с бритыми усами и длинными бородами «ваххабитами», смогут ли они сказать то же самое, Абу Ханифе, ат-Тахауи и остальным вышеперечисленным имамам?!
Разве подражание в одеянии и действиях Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, теперь уже называется не Сунной, а «ваххабизмом»?! Разве следование по Корану и Сунне является заблуждением?! А что же теперь может быть истиной?!
2. Шевеление пальцем при чтении ташаххуда
Некоторые псевдоученые в один голос заявляют: «Шевеление пальцем при чтении ташаххуда – явный признак ваххабитов». А некоторые, считая себя умнее Имама ан-Науауи Ибн Абдуль-Бара, шевеление пальцем в намазе назвали – показухой. И благодаря таким вот высказываниям, некоторые безграмотные и эмоционально не сдержанные люди ломали пальцы братьям, когда те в свою очередь читали намаз!
Да убережет нас Аллах от заблуждения и заблудших!
Ученые относительно этого вопроса высказывали различные мнения. Например, одни ученые считали, что поднимать указательный палец следует при произнесении слов шахады (Ля иляха илля-Ллах) на слове «Ля», другие считают, что следует поднимать палец при произнесении слов: «илля-Ллах».
Другие же считали, что следует шевелить палец на протяжении всего ташаххуда. Третьи считали, что палец следует держать поднятым, не шевеля им. Четвертые вообще заявили, что палец во время ташаххуда не следует поднимать и порицали это действие.
Были и другие мнения по поводу того, как поднимать палец и как двигать им в ташаххуде.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он (указательный палец в молитве) действует на шайтана сильнее, чем железо». (Ахмад 5964, ат-Табарани в «ад-Ду’а» 73/1, Абдуль-Гъани аль-Макъдиси в «ас-Сунан» 2/12. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса достоверным)
Ибн аз-Зубайр рассказывал: «Когда посланник Аллаха усаживался в молитве (ташаххуд), он клал правую руку на правое бедро, а левую руку – на левое, и указывал пальцем». (Муслим, 579)
Однако теперь следует знать, что означают слова, упомянутые в приведенных хадисах: «указывал пальцем». Многие ученые считали, что под словами «указывал», «поднимал», что на арабском звучит как «ишара», подразумевается шевеление пальца, что поясняется другими хадисами. При этом они также опирались на хадис от Уа’иля ибн Худжры, который сказал: «… затем пророк поднимал свой правый указательный палец, и я видел как он шевелил его, взывая им к Аллаху». (ан-Насаи 889, Ибн Хузайма 1/86, Ибн Хиббан 485 и др.)
Исходя из этих доводов следует, что основу имеют только два мнения, а это мнение тех, кто считает, что палец следует держать, не шевеля им, и мнение тех, кто считает, что им следует двигать весь ташаххуд. И эти оба мнение верны инша-Аллах.
Что же касается передатчика Заиды ибн Кудамы, то он был одним из самых известных и надежных передатчиков хадисов своего времени.
Имам Ахмад сказал: «Утвердившихся (надежных) передатчиков в хадисах – четверо: Суфьян ас-Саури, Шу’ба, Зухайр и Заида». («аль-‘Иляль», 2/601)
Абу Хатим сказал: «Заида ибн Къудама надежный передатчик из приверженцев Сунны, и он для меня предпочтительней, чем Абу ‘Ауана, и лучше памятью, чем Шурайк и Абу Бакр ибн ‘Ийяш». («аль-Джарх уа-т-Тадиль», 3/613)
Имам ад-Даракутни сказал о нем: «Из числа великих имамов». («ат-Тахзиб», 3/265)
Никто из имамов не обвинял Заиду в плохой памяти, неточности и тем более в подтасовке хадисов (тадлис).
И среди имамов, подтвердивших достоверность этой версии хадиса, были Ибн Хузtйма, Ибн Хиббан, аль-Байхаки, Ибн Абдуль-Барр, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ибн аль-Кайим, аль-Альбани и Абдуль-Къадир аль-Арнаут. (См. «аль-Маджму’» 3/453, «Задуль-ма’ад» 1/237, «Тамам уль-минна» 214, «Тахкъикъ Джами’ аль-усуль» 5/404)
Имам ан-Науауи сказал: «Что касается того, что передается от Абу ‘Али ибн Абу Хурайры, что шевеление пальца делает недействительным молитву, то это недостоверно! Наоборот, желательно шевелить палец, о чем говорили шейх Абу Хамид, аль-Банданиджи, Къады Абу Тайиб и другие, которые опирались на хадис Уаиля ибн Худжры с достоверным иснадом!». («аль-Маджму’», 3/454)
Теперь с дозволения Аллаха перейдем к подробному рассмотрению версии хадиса: «И пророк поднимал палец, когда взывал к Аллаху и не шевелил его».
Данный хадис приводится у всех передатчиков без добавки «и не шевелил его». Эта версия передается через Мухаммада ибн ‘Аджляна, а относительно него имамы говорили: «Обладал средней памятью», как это упомянул хафиз аз-Захаби.
На основании этого некоторые имамы назвали эту добавку отклоненной (шазз). И достаточно для слабости этой версии того, что имам Муслим упомянул весь хадис без добавки: «и не шевелил палец».
Ибн аль-Кайим говорил: «Что касается хадиса Абу Дауда от ‘Абдуллаха ибн Зубайра, что пророк не шевелил палец, то в его достоверности есть сомнение, ибо имам Муслим упомянул весь хадис без этой добавки. Но даже если этот хадис и достоверный, он является отрицающим (нафий), а хадис Уаиля ибн Худжры утверждающим (мусбит), и ему отдается предпочтение, ибо это достоверный хадис, который привел Абу Хатим в своем Сахихе». (См. «Задуль-ма’ад», 1/238)
Шейх аль-Альбани сказал: «Хадис о том, что пророк не шевелил палец, не является достоверным…». («Сыфату-ссаля», 159)
Далее, даже если оставить оба этих хадиса и вернутся к тем, относительно достоверности которых среди имамов не было разногласий, а это хадисы имама Муслима, приведенные выше, в которых сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал или делал знак указательным пальцем, то упомянутое в хадисах слово «ишара» не несет в себе смысла «держать, не шевелить» или «поднять и опустить при произнесение каких-то определенных слов».
Слово «ишара» (указывать, подать знак) имеет также и значение двигать, шевелить, как например, помахать рукой тому, кто вдали от тебя. (См. «аль-Мисбах аль-мунир», 326, «Тамамуль-минна», 219)
Высказывания ученых
Ирбада ат-Тимими рассказывал: «Спросили Ибн ‘Аббаса о шевелении пальца в молитве, и он сказал: «Это искренность!». (Абдур-Раззакъ 3244, Ибн Абу Шайба 2/484, аль-Байхакъи 2/133. Иснад этого сообщения абсолютно достоверный и его передатчики, а это Суфьян ас-Саури, Абу Исхакъ ас-Саби’и и Ирбада, были известными и достойными имамами)
Также известный последователь (таби‘ий) имам Муджахид говорил: «Шевеление пальца человека в молитве – это молот для шайтана!». (Абдур-Раззакъ 3245, Ибн Абу Шайба 2/485, аль-Байхакъи 2/132. Иснад этого сообщения также достоверен, ибо все его передатчики заслуживают доверия и на них опирались имамы аль-Бухари и Муслим)
Узаконенность шевеления пальца в молитве было мнением многих известных имамов. Аль-Баджи говорил, что от имама Малика передается шевеление пальца в молитве. (См. «Шарх аль-Мууатта» 1/361. Также о том, что это было мнением имама Малика, сообщается в книге маликитов «ар-Рисаля» 1/27, и книге «аль-Фикъх ‘аля мазахиб аль-арба’а», № 97)
Имам аш-Ширбини говорил: «Было сказано (имамами) о шевелении пальца, ибо Уаиль ибн Худжар передает от пророка, что он поступал таким образом, как это пришло в хадисе Абу Дауда». (См. «Мугъни аль-мухтадж», 1/173)
Также этому мнению отдали предпочтение шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “Сыфату-ссаля” 159, “аль-Фатауа Ибн Баз” 11/75, «Шарх аль-мумти’» 3/202.
Шейх аль-Альбани говорил: «Пусть побоятся Аллаха те, кто заявляет, что это действие (движение пальца) бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве. По этой причине они не совершают движений пальцем, хотя и знают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаются приписать этому такое толкование, которое несовместимо со способами выражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами». (См. «Сыфату-ссаля», 159)
Шейх аль-Мунаджид в своей известной работе о путях, ведущих к смирению в молитве, под одиннадцатым пунктом писал: «Среди деяний ведущих к смирению в молитве – это шевеление пальца во время ташаххуда».
Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Ученые разошлись в вопросах движения пальца в намазе. Одни из них сказали, что надо шевелить, а другие сказали, что не надо. Однако все это достоверно передается от пророка, поэтому можно поступать и тем и другим образом». (См. «аль-Истизкар», 4/361)
То же самое сказали и имам аль-Куртуби, имам ас-Сан’ани и шейх аль-Мубаракфури. («Тафсир аль-Къуртуби», 1/361, «Субулю-Ссалям», 1/187, «Тухфатуль-ахуази», 1/241)
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в комментарии к хадису Уаиля сказал: «В этом хадисе указание на шевеление пальца все время». (См. «‘Аунуль-Ма’буд», 1/374)
Подобное также сказал и имам ат-Тахауи. (См. «Шарх аль-ма’ани аль-асар», 1/153)
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение пророку!