Аллах благословил Его рабов, создавая для них всех виды провизии на земле, и Он разрешил им есть от того, что халяль (разрешенное) и хорошее; это включает очень много вещей, это не ограничено. Аллах говорит (интерпретация относительно значения): “О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг.” [Аль-Бакара 2:168]
Аллах запрещает ограниченное число продуктов, как Он говорит (интерпретация относительно значения): “Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.” [Аль-Анам 6:145]
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил в еду каждого плотоядного животного, у которого есть клыки, и каждая птица, у которой есть когти. (Рассказанный Муслимом, 6/60) И он запретил плоть (домашних) ослов (рассказанный аль-Мухари в аль-Фате, № 4215).
Из продуктов, которые встречаются в настоящее время, некоторые из них ясно харам, такие как мертвое мясо [от животного, которое умерло естественно в противоположность тому, чтобы быть убитым должным образом] и свинина. Некоторые продукты могут содержать компоненты и производные, которые получены из харамных источников, таким образом, мы должны узнать, откуда они происходят для того, чтобы мы могли узнать постановление относительно их.
Желатин, который был упомянут в вопросе, может произойти из кожи, мускулов и костей харамных животных, таких как свиньи. Следовательно желатин, который получен из коллагена, который добывают из свиней, является харам, потому что это – как если свинья была бы превращена в соль. Самое правильное из решений – то, что это – харам, даже если это было изменено, потому что это первоначально добыто из свиньи, которая является сама по себе – харамом.
Жиры, которые используются в продуктах, получают из овощей или из животных. Если их получают из овощей - они – халяль, но пока они не были смешаны ни с чем, что нечисто (наджас) или чем-либо, что могло загрязнить их. Они могут получены от животных, которых нам разрешено есть или животные, которых нам запрещено есть.
Если они получены из животного, которое нам разрешено есть, то они стали в соответствии с постановлением мясом того же животного.
Если они получены из животного, которое харам для нас есть – такие как свиньи – тогда мы смотрим на то, используются ли они в продуктах или в других целях.
Если они используются в непродовольственных целях, например, много жиров используются в создании мыла, то есть здесь разногласия мнений ученых, но самое правильное мнение – то, что они – харам.
Если они используются в продуктах, например, жир свиньи (сало) используется в создании конфет и других продуктов, то это – харам.
Относительно сыра: если это сделано из молока животного, которое нам не разрешено есть, то согласно мнению ученых не допустимо есть это. Если это сделано из молока животного, которое нам разрешено есть, и известно, что это сделано с сычугом, который был получен из животного, зарезанного согласно шариату, и это не было смешано ни с каким наджасом (примесью), то это можно есть.
Если это было сделано с сычугом, полученным из мертвого мяса, то есть различия в мнениях ученых относительно того, можем ли мы есть это, но самое правильное постановление – то, что это – харам.
Если бы это было сделано с сычугом из источника, который является точно наджас (нечистым), такие как сычуг, полученный из свиней, то это нельзя есть. См. Ахкама аль-Атимаха fi’l-Sharee’ah аль-Исламийя аль-Тарики, p. 482
Во многих случаях эти вопросы неясны мусульманину (он не знает источник пищевых ингредиентов). В этом случае, лучше бояться Аллаха и быть осторожным.
Уход от сомнительных вещей может быть предпочтительным для использования их при этих обстоятельствах, как заявлено в хадисе, рассказанном аль-Нуманом ибн Башером (да будет доволен им Аллах), кто сказал: ”Я услышал, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал – и аль-Нуман указал на уши (перевод смысла) – ”Поистине, халяль (дозволенное, разрешенное Аллахом) – ясен и харам (запретное) – также ясен, но между ними есть неясные дела (и вещи), которые многие люди не знают (относятся ли эти дела к халялю или к хараму). Кто избегает этих сомнительных вещей, тот предохраняет свою религию и честь от порочности и упреков людей, а тот, кто совершает их, очень легко может совершить запретное, подобно пастуху, едва удерживающему свой скот, который пасется возле запретного пастбища, предназначенного для скота правителя. (О те, которые совершают неясные сомнительные поступки!). Поистине, у каждого короля есть пастбище, а пастбище, откоторого Аллах остерег Своих рабов – запретное (харам). Поистине, в теле человека есть кусок мяса, если он в хорошем состоянии, то все тело в хорошем состоянии, а если он испорчен, что все тело испорчено. Знайте! Это – сердце” (Рассказанный Муслимом, 1599).
От вышеупомянутого мы узнаем, что основной принцип относительно еды – то, что это – халяль, кроме тех вещей, для которых есть явное доказательство (далиль), что они – харам, такие как мертвое мясо, кровь, животные, принесенные в жертву не Аллаху и мясо, над которым не было произнесено имя Аллаха во время забоя. Относительно продуктов, упомянутых в вопросе: если доказано, что они содержат компоненты, полученные из харамных источников, необходимо избегать их, иначе их нельзя избежать. Если вы не уверены, содержат ли они что-нибудь из харама или нет – не будьте параноидально настроенным или уступающим васвас (нашептывания шайтана) – предпочтительно избегайте их из страха перед Аллахом.
И Аллах знает лучше всего.
Шейх Мухаммед Салих Аль-Мунаджид