Для тех, кого интересует Ислам

Вернуться на главную

ЖМИ

The Widgipedia gallery
requires Adobe Flash
Player 7 or higher.

To view it, click here
to get the latest
Adobe Flash Player.

The Widgipedia gallery
requires Adobe Flash
Player 7 or higher.

To view it, click here
to get the latest
Adobe Flash Player.

 

Праздник жертвоприношения

Во всем мусульманском мире отмечается этот самый великий и значимый в Исламе праздник – Гыйд-аль-Адха.
Во многих религиозных течениях ритуал жертвоприношения имеет строго языческие корни. Вспомним хотя бы мифологический образ Азазела. Ему в жертву приносили изгоняемого в пустыню козла, на голову которого возлагали все грехи народа. Отсюда крылатое выражение «козел отпущения». Или вспомним культ бога Ваала, которому в Израиле в IX веке до н.э. приносили человеческие жертвоприношения, прежде всего детей. Подобные кровавые культы существовали издревле в истории человечества.
Что же касается мусульманского празднества жертвоприношения, то оно неразрывно связано с именем Пророка Ибрахима, потомками которого являются пророки Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад (мир им). Ибрахим, безропотно покорившийся Богу и готовый принести в жертву любимого сына, является примером абсолютной покорности Богу и образцом поведения для верующих всех времен и эпох. Отсюда сам термин «мусульманин», что означает «предавшийся», «покорившийся», впервые примененный Ибрахимом. Быть мусульманином - значит быть полностью покорным Создателю. Нельзя сказать, что обряд жертвоприношения существует исключительно в Исламе. Традиция жертвоприношения, установленная Ибрахимом, когда он принес в жертву вместо сына райского агнца, была унаследована всеми последующими пророками Бога, боровшимися против жертвования в честь языческих богов и идолов.
По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране: «Установили Мы для каждого народа обряд (о жертвенных животных)...» (Сура «Хадж», аят 34). Действительно, если мы откроем Библию, то сможем найти строки, посвященные ритуалам жертвоприношения: «И заклай Пасху Господу Богу Твоему из мелкого и крупного скота...» (В.З. Второзаконие, 16:2-3). Однако именно в Исламе обряд жертвоприношения принял наиболее совершенную и уникальную форму, возведенную, в социальный статус мирового масштаба.

Начало праздника

Праздник жертвоприношения приходится на десятый день лунного месяца Зу-ль-Хиджа и совпадает со временем окончания паломничества.


Гыйд-аль-Адха начинается с праздничной молитвы, Саляту-ль-Гыйд, совершаемой спустя некоторое время после восхода солнца. Перед молитвой верующие купаются, умащаются благовониями и надевают свои лучшие наряды. Молитва является наиважнейшим фактором единения мусульманского общества. Поэтому желательно, по примеру Пророка Мухаммеда (мир ему), совершать молитву в одном месте всеми жителями населенного пункта. При Пророке (мир ему) праздничную молитву, Салат-уль- Гыйд, совершали за пределами Медины все ее жители: мужчины и женщины, взрослые и дети, старые и молодые. На время молитвы город буквально вымирал.

Обряд жертвоприношения

Сразу после праздничной молитвы, но не раньше нее, совершается обряд жертвоприношения. В течение четырех дней праздника (с 10 по 13 Зу-ль-Хиджа) мусульманин, имеющий финансовые возможности, может принести в жертву животное - мелкий или крупный рогатый скот. Жертвоприношение как поклонение входит в разряд Сунны - желательных действий, причем, как было сказано, для состоятельных мусульман.
Жертвенное животное не должно иметь видимых дефектов: хромоту, отсутствие хвоста, слепоту, сильную исхудалость и т. п. Барашек должен быть возрастом не менее 6 месяцев, коза – не менее 2 лет, крупнорогатый скот также - не менее двух лет. Примечательно, что одно животное можно принести в жертву от имени всей семьи. То есть, например, один человек приносит в жертву одного барашка за себя самого и за свою семью. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), когда приносил барашка в жертву, говорил: «Это (жертвоприношение) – за меня, мою семью и тех (людей) из моей общины, кто не принес в жертву». Абу Айуб, сподвижник Пророка, говорил: «Во время пророка человек приносил в жертву за себя и свою семью». Помимо этого семеро человек могут участвовать в покупке быка или коровы и, соответственно, принести в жертву животное от имени семи семей.
Традиционно жертвенное мясо делится на три равные части: одна часть - на еду и угощение, другая - про запас, а последняя часть раздается родственникам, соседям, неимущим и нуждающимся.

Значение Гыйд-аль-Адха

Языческие жертвоприношения совершались, чтобы насытить и удовлетворить утробу кровожадных богов. К примеру, тот же ненасытный идол Ваал требовал так называемой первой жатвы: первого зерна жатвы, первого хлеба, первых ягнят и первых детей. Чтобы заручиться благословением Ваала, даже строитель дома погребал своего первенца под порогом.
Аллах, Создатель Вселенной, - самодостаточен и не нуждается в поклонении, жертвоприношениях и дарах своих творений. Как говорится в Коране: «Ведь ни их кровь, ни мясо их к Аллаху не восходит - лишь ваше благочестие возносится к нему» (Сура «Паломничество», аят 37).
Праздник жертвоприношения, как и любой вид поклонения в Исламе, нацелен на благо самих людей, а именно на социальную гармонизацию, на искоренение контрастности и поляризации общества. Ведь мясо не закапывается в землю и не сжигается в языческих жертвенниках, а распределяется среди бедных и неимущих слоев населения. По этому поводу Коран говорит: «Ешьте их сами и кормите тех, кто к вам стыдится обратиться, и тех, кто просит не таясь» (Сура «Паломничество», аят 36). А потому бедный человек, помимо реальной помощи, еще и ощущает поддержку общества, любовь своих братьев по вере и не чувствует себя покинутым и брошенным. Ведь сказал Пророк Мухаммад (мир ему): «И не уверует из вас никто, пока не пожелает брату своему того же, чего желает самому себе». Таким образом, еще раз проявляется универсализм Ислама, его реальный, практический характер, сочетающий в себе материальную и духовную стороны социального бытия.

Распорядок дня Гыйд-уль-Адха:

Гусль (полное омовение) Одним из правил в день Гыйд является омовение перед тем, как отправиться на молитву. Есть достоверные свидетельства Аль-Муватта, в которых говорится о том, что Абд-Аллах ибн Омар обычно совершал омовение в день Гыйд-аль-Фитр перед выходом к месту совершения молитвы (Аль-Муватта, 428).
Есть свидетельство, что Саид Ибн Джубайр сказал: "В Гыйд три вещи являются сунной: прийти (к месту совершения молитвы), совершить полное омовение и поесть перед выходом". Вероятно, об этом установлении Саиду Ибн Джубайру стало известно от Сподвижников Пророка. Аль-Навави (да будет доволен им Аллах) упоминал, что по единодушному мнению ученых полное омовение перед совершением молитвы Ид является мустахаб (предпочтительно). Оно обусловлено теми же причинами, что и для пятничной молитвы и других публичных собраний, но лишь с еще большей степенью обязательности.

Принятие пищи перед выходом: Не следует выходить к месту совершения молитвы в Гыйд-аль-Фитр, не поев предварительно фиников. В хадисе, переданном Бухари со слов Анаса Ибн Малика говорится: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не выходил утром в Гыйд-аль-Фитр до тех пор, пока не поел фиников (их число было нечетным)" (Аль-Бухари, 953).
Поесть перед выходом - мустахаб, ибо таким образом подтверждается недозволенность поста в этот день и его окончание. Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллах) пояснял, что это правило установлено для того, чтобы не допускать продления людьми поста, а также означает следование наставлениям Аллаха (Фатх, 2/446). Если нет фиников, можно съесть обычный завтрак. С другой стороны, в Гыйд-аль-Адха мустахаб - не принимать пищу вплоть до окончания молитвы, когда следует отведать мяса жертвенного животного.

Такбир в день Гыйд. Это одна из величайших сунн в этот день. "Аллах … желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его" (Коран, 2: 185). Аль-Валид ибн Муслим сказал: "Я спросил Аль-Узая и Малика Ибн Анаса, следует ли в день Гыйд произносить вслух такбир. Они ответили: "Да". В Гыйд-аль-Фитр Абд-Аллах Ибн Омар обычно громко произносил такбир до тех пор, пока не приходил имам".
Абу Абд ар-Рахман ас-Салами сказал: "В день Гыйд-аль-Фитр они произносили (такбир) громче, чем в Гыйд-аль-Адха" (Ирва 3/122).
Аль-Даракутни и другие рассказывали, что Ибн Омар, выходя из дому в Гыйд-аль-Фитр или Гыйд-аль-Адха, усердно произносил такбир, пока не достигал места совершения молитвы, и продолжал до тех пор, пока не приходил Имам (Ирва, 2/122).
Ибн Абу Шайбах передал (с достоверным иснадом (передаточной цепочкой)), что Аз-Зухри сказал: "Выходя из дому в день Ид, люди совершали такбир, пока не достигали места совершения молитвы и до тех пор, пока не приходил имам. С приходом имама они умолкали, пока он не начинал читать такбир, и вместе с ним они также произносили его" (Ирва, 2/122).
Практика совершения такбира на пути от дома к месту совершения молитвы была широко распространена среди Саляф (правоверных мусульман) - о ней сообщали многие авторы, такие как Ибн Абу Шайбах, Абд ар-Разак, и аль-Фиръяби в своей книге "Ахкам аль- Гыйд-айн (Нормы празднования Гыйд-аль-Фитр и Гыйд-аль-Адха) Саляф".
Примером тому является свидетельство о том, что Нафи Ибн Джубайр обычно произносил такбир и удивлялся, почему люди не поступают так же. Он спрашивал: "Почему вы не произносите такбир?". Ибн Шихаб аз-Зухри передал: "Люди обычно совершали такбир со времени выхода из дому до тех пор, пока не приходил имам".
Время совершения такбира начинается ночью дня Гыйд и длится до прихода имама, руководящего молитвой.

Слова такбира. Ибн Абу Шайбах передал в Аль-Мусаннаф, что Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) обычно произносил такбир на протяжении дней Ташрик (трех дней, следующих за днем жертвоприношений десятого Зу-ль-Хиджжа): "Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илл-Аллах, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа Лиллахи-ль-хамд" ("Аллах Велик, Аллах Велик, нет бога, кроме Аллаха, Аллах Велик, Аллаху - слава"). Ибн Абу Шайбах передал (с тем же иснадом), что слова "Аллах Акбар" повторяются трижды.
Аль-Мухамили также передал, что Ибн Масуд произносил следующие слова: "Аллаху Акбар Кабиран, Аллаху Акбар Кабиран, Аллаху Акбар уа Аджалль, Аллаху Акбар уа Лиллахи-ль-хамд"" ("Аллах - Самый Великий, Аллах - Самый Великий, Аллах Всемогущий и Великий, Аллаху - слава") (Аль-Ирва, 3/126).

Поздравления. В день Гыйд люди могут обмениваться поздравлениями и приветствиями, используя для этого любые слова, какие пожелают. К примеру, поздравление может выглядеть следующим образом: "Такаббаль Аллаху минна уа минкум" ("Да примет Аллах (пост и дела поклонения) от нас и от вас") или "Ид Мубарак" и другие.
Джубайр Ибн Нуфайр сказал: "Во времена Пророка (мир ему и благословение) встречаясь в день Гыйд, люди говорили друг другу: "Такаббаль Аллаху минна уа минкум" ("Да примет Аллах от нас и от вас"). (Ибн Хаджар. Его иснад - хасан (приемлемый). Фатх, 2/144).
Практика обмена приветствиями и поздравлениями в дни Гыйд была распространена во времена Сподвижников Пророка и таких ученых, как Имам Ахмад. Сподвижники Пророка поздравляли друг друга по какому-либо особому случаю (к примеру, если Аллах принимал покаяние человека и т.д.)
Несомненно, подобные поздравления являются одними из наилучших и самых благородных проявлений благовоспитанности мусульман. В заключение, разрешается отвечать на поздравления или промолчать, если ничего не было сказано подобно тому, как сказал Имам Ахмад: "Если кто-то поздравляет меня, я отвечаю ему, однако я не произношу его первым".

Как одеваться в день Гыйд. "Абд-Аллах Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Омар выбрал шелковую джуббу (верхняя одежда с широкими рукавами), принес ее Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: "О Посланник Аллаха, купи ее и носи в Ид, когда приедут делегации". Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Шелк носит лишь тот, у кого нет удела в мире вечном" (Бухари, 948).
Пророк (мир ему и благословение) одобрил намерение выглядеть наилучшим образом в день Гыйд, но отверг и осудил предложение купить джуббу, ибо она была сшита из шелка.
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: "У Пророка (мир ему и благословение) была джубба, которую он носил в Гыйд и по пятницам". (Сахих Ибн Хузайма, 1675). Аль-Байхаки передал, что Ибн Омар в день Гыйд обычно одевал свои лучшие одежды.
С другой стороны женщинам не следует надевать украшения в Гыйд, ибо им запрещено показывать их мужчинам, с которыми они не состоят в махремном родстве. Женщине, намеревающейся выйти из дому, запрещено пользоваться духами, облачаться в соблазнительные платья, ибо в этот день единственной целью, с которой она выходит из дому, является поклонение Аллаху.

Правила прослушивания проповеди Гыйд. Ибн Кудама (да будет доволен им Аллах) писал в своей книге "Аль-Кафи" (стр. 234): "Когда имам произнес салям (по окончанию молитвы), ему следует прочесть проповедь в двух частях, подобно двум пятничным проповедям, поскольку Пророк (мир ему и благословение) поступал так. (Хутба (проповедь) Гыйд) отличается от пятничных проповедей в четырех аспектах… четвертым является: прослушивание ее - сунна, и в то же время не является обязательным, ибо есть свидетельство о том, что Абд-Аллах Ибн Саиб сказал: "Я посещал Гыйд с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и по завершении молитвы, он сказал: "Мы собираемся дать проповедь, поэтому тот, кто желает сесть (и слушать) хутба, пускай садится; кто хочет уйти, пускай идет".
Аль-Навави (да будет доволен им Аллах) написал в своей книге "Аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб": "Мустахаб (предпочтительно) слушать проповедь, хотя хутба и ее прослушивание не являются главными условиями молитвы Гыйд". Однако Аш-Шафаи говорил: "Если кто-либо не слушает проповедь Гыйд - во время затмения, когда совершаются молитвы о дожде, или во время хаджа, или разговаривает во время такой проповеди или уходит, я не одобряю этого, однако он не должен повторять молитвы".
В "Аль-Шарх аль-Мумтиаля" Ибн Усаймина говорится: Слова (Ибн Кудамы) "подобно двум пятничным проповедям" означают, что ему следует совершить две проповеди, хотя в этом отношении есть разногласия, как мы уже упоминали выше. Хутба Гыйд регулируется теми же самыми правилами, что и пятничная молитва, в том числе положением, согласно которому разговаривать во время нее - харам (запрещено), однако посещать ее необязательно, тогда как посещение пятничной молитвы обязательно, ибо, как говорит Аллах: "О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела…" (Коран, Сура "Соборная", аят 9). Посещение проповедей Гыйд не является обязательным, и человеку разрешается уйти, однако, если он остался, он не должен ни с кем разговаривать".

Изменение маршрута по возвращении с места совершения молитвы. Джабир Ибн Абд-Аллах (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) обыкновенно изменял пути в день Гыйд (Аль-Бухари, 986). Также есть свидетельства, что Пророк (мир ему и благословение) выходил, совершал молитву без азана и икамы, затем он возвращался другой дорогой. Считалось, что избрание человеком двух маршрутов должно было свидетельствовать в его пользу в День Воскрешения, поскольку в этот День земля заговорит обо всем, что вершилось на ней - и добре и зле. Также говорили, что делалось это для демонстрации символов и обрядов ислама на обеих дорогах - поминания Аллаха, издания фатв, установления примера, подаяния милостыни нуждающимся и посещения родственников.

© Masjid Al-Tan 2010
Hosted by uCoz