Мусульманин может приучить себя плакать из страха перед Аллахом, делая следующее:
1. Заставить себя чувствовать страх перед Аллахом. Этот плач – плод полезного знания, как сказал Аль Куртуби в своем тафсире к следующему аяту: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение». (Коран 17:09) Это – красноречивое описание их и хвала за них. Обязанность каждого, кто приобретает знание, достигнуть этого уровня, чтобы, когда он слышал Коран, его переполняли страх и смирение. В Муснад аль Даарими передано Абу Мухаммадом, что аль Тайми сказал: “Тот, кому дано знание и он не плачет, он не заслуживает это знание, потому что Аллах описал тех, кто обладает знанием”; затем он рассказывал этот айят. Аль Джами ли Ахкам ил Гуран, 10/341-342 Аль Джами ли Ахкам ил Гуран, 10/341-342
2.Чтение Корана и размышление над его аятами. Аллах говорит (смысловой перевод): “Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: “Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится”. Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение». (Коран 17:107-109) “Это – те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом (Ноем), и потомками Ибрахима (Авраама) и Исраила (Израиля), и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали. Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали”. (Коран 19:58)
Передается, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк сказал мне: “Почитай мне Коран”. Я сказал: «О Посланник Аллаха, как мне читать его тебе в то время как он послан тебе?» Он сказал: “Я люблю слышать его от кого – то еще”. Так я начал читать Суру Ан Ниса и когда я дошел до слов «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?» (Коран 4:41) – он сказал: «Достаточно». Я обернулся к нему и увидел, что из его глаз текут слезы”. Передал Аль-Бухари, 5050; Муслим, 800.
3. Знание о величине награды за плач, особенно находясь наедине с собой. Рассказывается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Человек, который плачет из страха перед Аллахом не войдет в Огонь до тех пор, пока молоко не возвратиться обратно в вымя, а пыль, поднятая от борьбы на пути Аллаха никогда не будет сосуществовать с дымом из Ада». Передано Ат-Тирмизи. 1633; Аль Насаи, 3108; Албани подтвердил достоверность этого хадиса. «Пока молоко не возвратится в вымя» является метафорой ,так как это невозможно, также как и в аяте, где Аллах говорит (смысловой перевод): «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам». (Коран 7:40). Тухват аль Ахвадхи.
И также передано, что он сказал: «Посланник Аллаха сказал: По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!): “Есть семь категорий людей, которые получат убежище под Господней тенью в День Суда, когда не будет никакой другой тени, помимо Его тени. Это будут: справедливый правитель; юноша, который провел свою юность в почитании и служении Аллаху, Господу великой чести и славы; и тот чье сердце было постоянно приковано к мечети; два любящих сердца, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые соединились ради Него, а потом ради Него расстались; тот, который был приглашен на греховную утеху богатой, красивой женщиной, но отказался, говоря: я гнева Господа страшусь. И тот, кто дает милостыню втайне, не выставляя это напоказ, так чтобы левая рука не знала, что творит правая. И тот, чьи глаза проливаются слезой при поминании Аллаха в уединении (ночи иль дня)”. Передал аль-Бухари, 660; Муслим, 1031.
Плач в одиночестве отмечается потому, что, оставаясь наедине с собой, сердце становиться тверже и бывает наиболее подвержено грехам, и также наедине с собой человек далек от показухи. Если человек стремится к этому и заставляет себя чувствовать величие и мощь Аллаха, и при этом его глаза полны слез, тогда он заслуживает быть в тени Трона Милостивого в тот день, когда не будет другой тени, кроме Его тени.
4. Размышления о вашем положении и смелости во время совершении греха и страх встретиться с Аллахом в таком состоянии. Один из справедливых людей имел обыкновение плакать день и ночь, и кое-что было сказано ему об этом. Он сказал: «Я боюсь, что Аллах увидит меня совершающего грех и скажет: “Уходи отсюда, поскольку Я рассержен на тебя». С тех пор Суфъян имел обыкновение плакать и говорил: “Я боюсь, что моя вера будет отнята у меня в момент смерти».
Исмаил ибн Закарийа описал Хабиба ибн Мухаммада, который был его соседом. Он сказал: «Каждый вечер я слышал его плач, и каждое утро я слышал его плач, так что я пошел к его жене и сказал: ‘Что с ним? Он плачет вечером, и он плачет утром! Она сказала мне: «Клянусь Аллахом, когда наступает вечер, он боится, что он не доживет до утра, и когда наступает утро, он боится, что не доживет до вечера».
Праведные предшественники имели обыкновение много плакать и горевать. Когда Йазида аль Ракаши покритиковали за то, что он слишком много плакал, и ему было сказано: «Если бы Огонь был создан исключительно для тебя, ты бы не плакал бы больше этого» - на что он ответил: «А разве Огонь был создан для кого-то иного, кроме меня, моих друзей и братьев из числа джиннов и людей?».
Когда Ата аль Сулайми спросили: «Что такое печаль?» он сказал: «Горе Вам! Смерть близка как рука, могила – мой дом, я буду стоять в День Воскресения и мой путь будет проходить над Адом и я не знаю того, что случится со мной».
Фадаллах ибн Сайфи обычно много плакал. Один мужчина вошел к нему, когда он плакал и сказал его жене: «Что с ним? ». Она сказала: «Он говорит, что путь его далек, а провизии слишком мало».
Однажды ночью аль-Хасан проснулся плача и побеспокоил своим плачем других в доме. Они спросили его, что случилось, и он сказал: “Я вспомнил грех, который я совершил, и я заплакал”.
Было передано, что Тамим аль-Дари (да будет доволен им Аллах) пересказал следующий аят: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (Коран 45:21) И он стал повторять это и плакал до самого утра.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) плакал очень много. Его спросили: «В чем причина твоих частых слез?» Он сказал: «Не знаю то, что меня ожидает – Довольство Аллаха или Его гнев».
Саад ибн аль Акрам сказал: «Я как-то гулял с ибн Масудом, и он прошел мимо кузнецов, которые вынули кусок раскаленного железа из огня. Он стоял и смотрел на литое железо и плакал».
5. Заставлять себя чувствовать сожаление и осознавать, что вы как следует не выполняете своих обязательств по отношению к Аллаху. Слезы кающегося ночью утоляют жажду и лечат болезнь, как сказал Шейх Муфасирин в своем тафсире к следующему аяту: «Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете» (Коран 53:59-60). «Не плачете при предупреждениях тем, кто не повинуется Аллаху, тогда как вы – люди, которые совершают грех, «и забавляетесь (или поете; или надменно задираете головы)?» Вы не обращаете внимание на уроки и напоминания, содержавшиеся там, отворачиваясь от его аятов». Джами аль Байан ан Тавиль Аайи аль Гуран, 27/82.
6. Плач из опасения относительно плохого конца. Рассказывается, что Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда Посланник Аллаха проходил мимо аль Хиджр (земля людей Тамуд), он сказал: «Не входите в жилье тех, кто обидел самих себя, чтобы не случилось с ними, случится и с вами, если только вы не плачете». Затем Посланник Аллаха накрыл свою голову и быстро зашагал, пока не удалился от этой долины. Передано аль-Бухари, 3380; Муслим 2980.
Аль Навави включил этот хадис в главу под названием «Плач и чувство страха при прохождении мимо могил грешников и мест, где они были убиты, и выражение потребности в Аллахе, и необходимость быть осторожным, чтобы не быть небрежным в этом». Рийад аль Салихин, стр. 373.
7. Слушание речей и лекций, которые смягчают сердце. Рассказывается, что аль Ирбад ибн Саарийа (да будет доволен им Аллах ), который был одним из тех, кто имел обыкновение плакать, сказал: «Посланник Аллаха произнес трогательную речь, от которой из наших глаз начали течь слезы, а сердца наши стали таять». Передал ат Тирмизи, 2676; Абу Давуд, 4607; Ибн Маджа, 42; Албани подтвердил достоверность этого хадиса.
Да поможет нам Аллах быть теми, кого Он любит и кем Он доволен!