Для тех, кого интересует Ислам

Вернуться на главную

ЖМИ

The Widgipedia gallery
requires Adobe Flash
Player 7 or higher.

To view it, click here
to get the latest
Adobe Flash Player.

The Widgipedia gallery
requires Adobe Flash
Player 7 or higher.

To view it, click here
to get the latest
Adobe Flash Player.

 

Права жены в Исламе

Аллах Всевышний сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил для вас из вас самых жен, чтобы вы находили в них успокоение и устроил между вами любовь и милосердие» (сура 30, аят 21).
Из знамений Аллаха, доказывающих Его всемогущество – то, что Он создал людей парами мужчинами и женщинами, чтобы они находили друг в друге успокоение и спокойствие души.
В Исламе жена считается основой семьи и общества. Ислам возложил на неё важные обязанности и гарантировал ей огромные права(!), к великому сожалению, о которых забывают некоторые не благочестивые мужья.
Ислам пришел с тем, что предостерег мужчину от несправедливости в отношении женщины. В прощальном хадже Пророк, мир ему, заповедовал: «Страшитесь гнева Господа, от того, чтобы относиться к женщинам несправедливо, поистине, вы женились на них и они – дар вам от Аллаха, и через слово Аллаха они стали вам дозволены».
В хадисе у Ахмада приводятся слова Пророка, мир ему, говорившего: «Высокая степень веры у того, кто обладает благим нравом, а наилучшие из вас те, кто наилучшим образом относится к своим домочадцам». В первую очередь это относится именно наилучшее отношение к жене.
В следующем хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, ваши жены – это ваши пленницы! И относитесь к ним достойно, если она потребует пищи  - предоставьте ей, если она потребует одежду – дайте ей!»
Так же Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Относитесь к своим пленникам достойно, ибо тот, кто так не делает – он не из нас!»
Из этих хадисов только становится ясно, что мужчина, который преследует в женитьбе только свои эгоистичные интересы, при этом ставя положение слабой женщины на последний план, тот достоин не только порицания, но может возникнуть вопрос: «Вообще правильно ли будет после такого отношения к жене оставаться в браке с ним?», т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в выше приведенном хадисе сказал: «…ибо тот, кто так не делает – он не из нас!» Только Аллаху ведомо лучше!
Поэтому дорогие братья, если мы хотим быть именно достойными мужьями, мы обязаны полностью соблюдать права женщины, и только в этом случае мы сможем получить то, что нам причитается от наших жен, т.е. только тогда наши права тоже будут соблюдены. Муж в семье должен быть главой, это означает, что он должен быть великим ближним примером для своей супруги, когда он будет показывать богобоязненность собственными действиями, жена, устыдившись, тоже будет исправлять свои ошибки.
Поэтому, чтобы женщина должна себя почувствовать рабой Аллаха, а не рабыней своего мужа, для этого ей нужно предоставить следующее:

1. Право на Махр
Махр – неотъемлемое право жены. Шариат обязал(!) мужа дать махр жене, считая его обязательным условием заключения брачного договора. Если про махр говорят, что это сунна, то по Абу Ханифе – это ваджиб (обязательно). Поэтому про Ханафитский мазхаб говорят, что он наиболее строг к семейным отношениям.
Никто из близких родственников жены не имеет право взять что-либо из махра без её согласия.
Махр свидетельствует о праве женщины на собственность. Мужчина не может не выплачивать махр, даже если жена согласна на это! После женитьбы жена имеет полное право распоряжаться махром как пожелает.
Аллах Всевышний сказал: «И отдавайте женам их махр в дар. Если они по собственной воле уступят вам часть махра, то пользуйтесь этим во благо и в благополучие» (сура 4, аят 4). Как раз этот аят и послужил тому, чтобы Абу Ханифа сказал про махр – ваджиб, т.к. первая часть аята «И отдавайте женам их махр в дар…» была воспринята как приказ, ибо там слышен повелительный подтекст.
В случае, если муж решил разойтись с женой, то после развода ему нельзя забирать у неё что-нибудь из махра, поскольку это считается явным харамом. Указывая на запрет такого дела, Аллах Всевышний сказал: «Если вы захотите заменить одну супругу другой, а первой из них вы дали кынтар, то не отбирайте из него ничего. Разве вы станете брать что-либо несправедливо и совершая явный грех. И как вы можете отбирать (часть махра), если между вами была близость и если жены получили от вас твердое обещание?» (сура 4, аят 20-21).
И ещё Всевышний сказал: «О, вы, которые уверовали, не разрешается вам наследовать жен без их желания, или удержать их, притесняя, чтобы забрать часть того, что вы им даровали, разве что, они совершили – явный грех. Обходитесь с ними благопристойно. Если вы их ненавидите, то может быть, что-либо вам ненавистно, а Аллах устроил в нем великое благо» (сура 4, аят 19).
В этом аяте Аллах Всевышний указал на гарантированные права женщины: запрещается наследовать женщину по принуждению.
До ислама, как мы уже указали, у арабов была традиция: после смерти мужа, его родственники забирали его жену. Если кто-либо из них пожелает, он женился на ней. Или выдали её замуж за кого пожелают. А если пожелают, запирали её, притесняли, запрещали ей выходить замуж. Они думали, что имеют больше право на неё, чем её родственники. Она как будто товар или предмет, унаследованный ими.
Всевышний указал на то, что мужу запрещено удерживать свою жену, притесняя, грубить, бить её, брать её имущество без права или запирать её дома и наносить ей какую-либо обиду с целью заставить её откупиться деньгами, чтобы он дал ей волю.
Всевышний приказал обходиться с женой хорошо, благопристойно, быть сговорчивым, говорить ей только приятные слова, угодить ей, делая то, что её удовлетворяет. Существует мудрая поговорка: «Добро возвращается добром!»
Конечно, многие говорят: «Я же делаю ей добро, чего ей еще не хватает?!» Но сам только вопрос показывает мелочность, тщедушность и гнусность такого человека, ибо каждое, сделанное добро он выставляет ей в виде упрека: «Я же делаю!» Тот, кто женился ради лика Аллаха, никогда не вспомнит о своем сделанном добре, кроме как в Судный День!
О тех, кто каждый раз напоминает другим о том, что он ему сделал добро, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто делает добро, и каждый раз напоминает об этом другим, подобен собаке, которую вырвало и она поедает собственную блевотину!» Это если относится как к отношению к мусульманам, так же и к отношению со своей женой!

2. Её право на содержание
Муж обязан содержать свою жену полностью, обеспечивая её подходящим жильем, едой, питьем, одеждой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживайтесь богобоязненности по отношению к вашим женам. Поистине, Аллах доверил их вам, разрешил вам иметь половое сношение с ними. Вы имеете право над ними: они не должны позволять ступать на ваше ложе тому, кого вы не любите. Если они совершат это, то ударяйте их не очень сильно. Вы обязаны обеспечить их едой и одеждой!» (Сахих Муслим, ч. 2, стр. 886, № 1218)
Муж должен дать жене деньги, в которых она нуждается согласно его богатству. Аллах Всевышний сказал: «Пусть состоятельный расходуют (на жену) согласно его достатку, а тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует с человека больше того, чем он даровал ему» (сура 65, аят 7).
Если муж отказывается расходовать на свою жену, и у неё если есть возможность брать из его имущества без его разрешения, то ей разрешено взять столько, сколько ей нужно. Хинд бинт Укба сказала: «О Посланник Аллаха. Поистине, Абу Суфьян скуп. Он не дает мне денег, нужных мне и детям, а я беру без его разрешения». Он сказал ей: «Бери столько, сколько нужно тебе и своим детям». (Сахих аль-Бухари, ч. 6, стр. 2052, № 5049)
Если муж не в состоянии расходовать на свою жену или уехал надолго и отказался вернуться, а это причинило ей вред и лишило её средства на жизнь, то она по шариату имеет  полное право получить развод, даже если и муж будет в этом всячески упорствовать!
Абу аз-Заннад сказал: «Я спросил Саида ибн аль Мусайба о мужчине, который не в состоянии расходовать на жену». Он ответил: «Расторгнуть брак!» Абу аз-Заннад спросил: «Это согласно сунне?» Саид ответил: «Да!» А имам Аш-Шафии сказал: «Сунна значит сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Сунан аль-Байхаки аль-Кубра, ч. 7, стр. 469, № 15485)
Муж ни в коей мере не имеет права заставлять жену страдать, говоря: «У меня нет денег», когда тем более они у него в кармане, т.к. в этом случает, будет явная ложь, которая никогда еще не приводила к хорошим последствиям. Ибо солгавший таким образом может лишиться баракята (благодати) Аллаха, при этом эта проблема не минуемо коснется и его семьи.
3. Её право на хорошее, достойное обращение
Муж должен хорошо относиться к жене, достойно обходиться с ней, даже если он ненавидит что-либо в ней, поскольку Аллах Всевышний сказал: «Обходитесь с ними благопристойно, и если вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам ненавистно, а Аллах устроил в нем великое благо!» (сура 4, аят 19).
В случае, если жена ненавистна мужу, он не должен оскорблять или унижать её, наоборот, он должен проявлять к ней милосердие, сострадание и жалость или же отпустить её достойным образом, дав её развод, т.к. если он будет удерживать ее насильно, при этом запугивая ее аятами и хадисами, это будет явным притеснением, ибо в таком браке добрых отношений тем более не будет. Аллах Всевышний сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену как велят шариат и разум, либо отпустить её с благодеянием» (сура 2, аят 229). Когда Аллах в этом аяте говорит «…либо отпустить её с благодеянием», имеется в виду, что для него это будет лучшим вариантом, т.к. он не заставляет жену терпеть то, что ей в муже отвратительно. Зачастую бывает так, что муж пытается удержать супругу заверениями: «Я исправлюсь, я изменюсь!», но если это повторяется часто, то это будут пустые, или если быть точнее, ложные обещания, которые только прибавят неприязни к уже существующим «наборам» недостатков.
Поскольку женщины не могут достичь полного совершенства во всём, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обходитесь с женщинами достойно, ведь женщина была создана из кривого ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь, так оно и останется кривым, поэтому обходитесь с женщинами достойно. Сломать его означает развод!» (Сахих аль-Бухари, ч. 3, стр. 1212, № 3153)
Суть этого хадиса ясна – ребро это плоть от супруга, если кто-то во всем обвиняет свою супругу в нечестивости, то, так сказать, «хозяин» этой плоти сам нечестив, ибо все, что он «потребляет в свой организм» оседает и на самой плоти. А, значит, прежде чем очищать «свое ребро» от мерзостей, сперва пересмотри своё «пропитание», то бишь свои деяния!
Возможно, что жена может небрежно выполнять свои семейные обязанности или сделать что-либо, ненавистное мужу, но он должен терпеть это(!) в целях сохранения семейной жизни. Если муж видит в своей жене какие-либо недостатки, то в первую очередь, он должен научиться видеть её достойные качества. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой!» (Сахих Муслим, ч. 2, стр. 1091, № 1469)
Муж должен достойно и дружелюбно относиться к жене, ласкать и любить её. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (Сахих ибн Хаббан, ч. 9, стр. 483, № 4176)
Муж должен забавлять жену, развлекать её и шутить с ней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, состязался со мной в беге наперегонки и я обогнала его. Когда я поправилась и мы снова состязались, то он обогнал меня и сказал: «Это тебе за тот раз». (Сахих ибн Хаббан, ч. 10, стр. 545, № 4691)
В Исламе это даже считается долгом мужчины! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всё, чем забавляется мужчина – тщетно, за исключением того, что он занимается стрельбой из лука, объезжает свою лошадь и забавляется со своей женой, это – его долг!» (Сунан аль-Байхаки, ч. 10, стр. 14, № 19517) Субханаллах, долг!
Муж должен беречь имущество жены, он не имеет права распоряжаться им без её разрешения, брать что-либо без её ведома и согласия. Даже если он взял у жены что-то из ее имущества с разрешением и с оговоркой «в долг», то возвратить этот долг он обязан(!), ибо иначе это будет означать присвоение чужого имущества, что по шариату является явным запретом! Аллах Всевышний сказал: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга» (сура 2, аят 188).
Мужчина должен советоваться со своей женой во всём, что касается домашних и семейных дел. К семейным и домашним делам относится распределение финансов и другого имущества как недвижимого, так и движимого. Муж не имеет права быть упрямым или самовластным, пренебрегать мнением жены, особенно, если оно благоразумно. Взаимный совет укрепляет любовь между супругами. Аллах Всевышний сказал: «И решают свои дела по взаимному совету» (сура 42, аят 38).
Муж должен помогать жене в домашних делах(!), не считая это ниже своего достоинства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам шил своё платье, чинил свою обувь и иногда помогал своим жёнам в домашних делах. Аишу, да будет доволен ей Аллах, спросили: «Что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дома?» Она ответила: «Он помогал своим жёнам, а когда наступало время молитвы, он отправлялся в мечеть». (Сахих аль-Бухари, ч. 1, стр. 239, № 644) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был и до сих пор остается прекраснейшим примером, которому мы обязаны следовать!
Муж не должен придираться к жене из-за пустяков, следить за её недостатками, ловить её на ошибках. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина уехал от семьи на долгое время, ему не следует возвращаться ночью». (Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2008, № 4946). Он не должен возвращаться ночью внезапно, без ведома своей семьи, чтобы не увидеть жену в том состоянии, которое, может быть, ему не понравится, из-за чего он не будет её любить.
Муж не должен причинять жене вред даже словом, которое могло бы ранить её чувства и огорчить её. Ведь когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха! Какие права имеет жена перед мужем?» Он ответил: «Ты должен дать ей поесть, когда ешь сам, одевать её, когда одеваешься сам, не ударять её по лицу, не говорить ей грубые слова, не уйти из дома, покинув её». (Сунан абу Дауд, ч. 2, стр. 244, № 2142)
Если жена питает ненависть к мужу, то она имеет право требовать развод с условием возвращения ему махра, который он дал ей. Но если муж согласен уступить ей брачный подарок, а для него это было бы лучше перед Аллахом, она может оставить его себе.
Хабиба бинт Сахл вышла замуж за Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, а он был некрасивым. Она сказала: «О Посланник Аллаха! Не боялась бы я гнева Аллаха, я бы плюнула ему в лицо, когда он заходил ко мне». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернёшь ему его сад?», она ответила: «Да!» Она вернула ему сад и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развёл их. (Сунан ибн Маджа, ч. 1, стр. 663, № 2057)
Муж должен ревновать свою жену, запрещать ей ходить в порочные места, где совершают непристойные поступки и распутство. Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах ревнив и мусульманин ревнив. Аллах ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Аллах ему запретил». (Сахих Муслим, ч. 4, стр. 2114, № 2761)
Если жена грешна, муж обязан в первую очередь пересмотреть свои дела, т.к. в большинстве случаев мужчина бывает сам виноват в том, что творится в его семье.
Мусульманин должен ревновать умеренно (разумно). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть ревность, которую Аллах любит и есть ревность, которую Он не любит. Аллах любит, чтобы мусульманин ревновал, если есть основание для сомнения и не любит, когда он ревнует без основания». (Сунан ибн Маджа, ч. 1, стр. 643, № 1996)

Итог: семья – это то, чем мы обязаны дорожить. Мужчина никогда не должен забывать, что именно с него будет спрошено в первую очередь в Судный День, и только потом у женщины. Даже если взглянуть на ближайшую жизнь, Аллах нам указал множество примеров, которых чаще всего мы не замечаем. К примеру: за любую организацию несет ответственность именно директор или начальник, и когда вдруг что-то происходит в вверенной ему организации, то именно с него спрашивается. Именно так и у нас – у мусульман, но наш ответ перед Аллахом будет наиболее строг, поэтому прежде чем обвинять кого-либо в ошибках, нужно начать именно с себя. Т.к. когда ты сам грешен, но при этом пытаешься исправить других, то и за это, тоже будет страшный ответ в Судный День!

 

© Masjid Al-Tan 2010
Hosted by uCoz