Для тех, кого интересует Ислам

Вернуться на главную

ЖМИ

The Widgipedia gallery
requires Adobe Flash
Player 7 or higher.

To view it, click here
to get the latest
Adobe Flash Player.

The Widgipedia gallery
requires Adobe Flash
Player 7 or higher.

To view it, click here
to get the latest
Adobe Flash Player.

 

Вероубеждение имама Абу Ханифы

В этой статье инша-Аллах приведем некоторые высказывания имама Абу Ханифы касающиеся темы Атрибутов Аллаха и опровержения джахмитских, матуридитских, ашгаритских и т.п. убеждений.

1. Абу Ханифа сказал: «Всевышнего Аллаха нельзя описывать качествами Его творений. Его гнев и Его довольство являются двумя Его качествами, в отношении которых не следует задавать вопрос «каковы (они)» (биля кяйфа). Таково воззрение людей, являющихся приверженцами Сунны и объединяющихся вокруг нее (Ахль ас-Сунна ва-ль-Джамаа). Аллах гневается и проявляет довольство, и нельзя говорить: «Его гнев – это Его наказание, а Его довольство – это Его награда». Мы описываем Его так же, как Он описал Себя Сам: Ахад (Единый), Самад (Самодостаточный), лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад (Он не рождал и не был рожден, и нет  никого, подобного Ему), Хайй (Живой), Кадыр (Всемогущий), Сами’ (Всеслышащий), Басыр (Всевидящий), ‘Алим (Всезнающий). Рука Аллаха над их руками, однако Его Рука не подобна рукамЕго творений, а Его Лик не подобен ликам Его творений». («аль-Фикх аль-Абсат», стр. 56)

2. Абу Ханифа сказал: «У Него есть Рука (йад), Лик (ваджх) и Сущность (нафс), о чём Всевышний Аллах упомянул в Коране. Упомянутые Всевышним Аллахом в Коране Лик, Рука и Сущность относятся к Его качествам, в отношении которых нельзя задавать вопрос «каковы (они)». Кроме того, нельзя говорить, что Его Рука  –  это Его могущество (кудра) или Его милость (ни’ма), поскольку в подобных высказываниях содержится отрицание (ибталь) качеств Аллаха, что является воззрениями кадаритов и му’тазилитов».

3. Абу Ханифа сказал: «Никому не следует говорить что-либо о сущности Аллаха. Наоборот, Его следует описывать так, как Он описал Себя Сам. Нельзя говорить о Нем то, что основывается на личном мнении (райй). Благословен Всевышний Аллах, Господь миров!». («Шарх аль-Акыда ат-Тахауия», 2/427)

4. Когда Абу Ханифу спросили о нисхождении Аллаха на ближнее небо (ан-нузуль), он ответил: «Он нисходит так, относительно чего нельзя задавать вопрос “как”». («Акыда ас-Салаф Асхаб аль-Хадис» (стр. 42) и «аль-Асма ва ас-Сыфат» аль-Байхаки (стр. 456). Аль-Кавсари об этом умолчал. См. также «Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (стр. 245), хадисы и предания которого проверены на достоверность шейхом аль-Албани, и комментарий аль-Кари к «аль-Фикх аль-Акбар»)

5. Абу Ханифа сказал: «Вознося мольбы к Аллаху, следует обращаться вверх, а не вниз, поскольку низ никоим образом не относится к качеству господства Аллаха (ар-рубубиййа) и посвящения поклонения только Ему (аль-улухиййа)».(«аль-Фикх аль-Абсат», стр. 51)

6. Абу Ханифа сказал: «Он гневается и проявляет довольство, и нельзя говорить: “Его гнев – это Его наказание, а Его довольство – это Его награда”». («аль-Фикх аль-Абсат», стр. 56. Исследователь данной книги аль-Кавсари об этом умолчал)

7. Абу Ханифа сказал: «Он не подобен ни одному из Своих творений, и ни одно из Его творений не подобно Ему. Он всегда обладал и никогда не перестанет обладать Своими именами и качествами».(«аль-Фикх аль-Акбар», стр. 301)

8. Абу Ханифа сказал: «Его качества отличаются от качеств творений. Его Знание не подобно нашему знанию. Его Могущество не подобно нашему могуществу. Он видит, но не так как видим мы. Он слышит, но не так как слышим мы. Он говорит, но не так как говорим мы». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302)

9. Абу Ханифа сказал: «Нельзя описывать Всевышнего Аллаха качествами творений». («аль-Фикх аль-Абсат», стр. 56)

10. Абу Ханифа сказал: «Тот, кто описал Аллаха, подразумевая качества человека, стал неверующим». («аль-Акыда ат-Тахавиййа» с примечаниями шейха аль-Албани, стр. 25)

11. Абу Ханифа сказал: «Он обладает качествами, связанными с божественной сущностью, и качествами, связанными с божественными деяниями. Что касается качеств, относящихся к божественной сущности, то это жизнь, могущество, знание, речь, слух, зрение и воля. Что касается качеств, относящихся к божественным деяниям, то это создание (тахлик), наделение уделом (тарзык), взращивание (танши), творение (ибда’), сотворение (сан’) и другие атрибуты действия. Он всегда обладал и никогда не перестанет обладать Своими именами и качествами». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 301)

12. Абу Ханифа сказал: «Он всегда был совершающим деяния. Деяние – это качество, которое было извечно присуще Ему. Совершающим деяние является Всевышний Аллах, деяние относится к Его извечному качеству, то, на что направлено деяние (маф’уль), сотворено (махлюк), а деяние Аллаха несотворено (гайр махлюк)». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 301)

13. Абу Ханифа сказал: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие (кафара). То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”». («аль-Фикх аль-Абсат», стр. 46)

14. На вопрос одной женщины: «Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?», – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: «А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?», – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься». («аль-Асма ва ас-Сыфат», стр. 429)

15. Абу Ханифа также сказал: «Рука Аллаха над их руками, однако, она не подобна рукам Его творений». («аль-Фикх аль-Абсат», стр. 56)

16. Абу Ханифа сказал: «Именно Он являлся Тем, Кто говорил (мутакаллим), и это не было речью Мусы, мир ему». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302)

17. Абу Ханифа сказал: «Он говорит Своей Речью. Речь же является Его извечным качеством». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 301)

18. Абу Ханифа сказал: «Он говорит, однако (Его Речь) не подобна нашей речи». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302)

19. Абу Ханифа сказал: «Муса, мир ему, слышал Речь Всевышнего Аллаха, о чём Всевышний Аллах сказал: «А с Мусой Аллах разговаривал напрямую». Именно Всевышний Аллах являлся Тем, Кто говорил, и это не было речью Мусы, мир ему». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 302)

20. Абу Ханифа сказал: «Коран является Речью Аллаха, записанной в свитках (масахиф), сохраненной в сердцах, читаемой устами, и ниспосланной пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 301)

21. Абу Ханифа сказал: «Коран несотворен». («аль-Фикх аль-Акбар», стр. 301)

 

© Masjid Al-Tan 2010
Hosted by uCoz